Да, программа может быть разной: от романтической прогулки в парке или предложения руки и сердца до экстремальных тимбилдингов.
Незабываемое мероприятие получилось, когда ивент-агентство вывозило из Москвы в Санкт-Петербург топ-менеджеров крупной компании. В середине пути на железной дороге было создано искусственное задымление. Состав остановился, людей «эвакуировали» из вагонов, причем было выбрано место, где нет сотового покрытия. Для создания атмосферы чрезвычайного происшествия прибыли машины скорой помощи. Людей увозили на автомобилях, но в дороге транспорт «ломался», после чего поводырь два дня водил топов по лесам. После продолжительных блужданий группы выводились на площадку, где их ждали мы с накрытыми столами. Люди выходили с напряженными лицами, знаем, что некоторые потом даже покинули компанию, не все хорошо восприняли этот тимбилдинг, оценивающий, как управленцы ведут себя в стрессовой ситуации. У нас были свои трудности: надо было довозить провизию, чтобы поймать связь и связываться с офисом и водителями, менеджеру приходилось в определенном месте залезать на дерево.
Были курьезные случаи?
Однажды во время новогоднего бума, у нас перекупили персонал, который шел к нам на обслуживание. Был дан клич по компании, и все сотрудники, которые работают в бэк-офисе, вышли работать официантами. Клиент остался доволен, сказал, такого внимательного отношения давно не видел.
В одну новогоднюю ночь делали мероприятие на пике горы, а фуникулер, который вез гостей, сломался. Люди очень долго находились в подвешенном состоянии. Спустя несколько часов они добрались, настроение у всех было, мягко говоря, испорчено. Нам пришлось приложить много усилий, чтобы исправить впечатление.
Однажды нам заказали ледяную скульптуру. На рынке работала голландская компания, которая создавала очень красивые изделия из чистого льда, но наши дизайнеры решили все сделать сами. Поехали на Оку, вырезали кусок льда и начали творить. Установили на площадке скульптуру, входят гости, включается подсветка — и высвечивает замерзших рыб, мох, тину. Это была катастрофа! Как-то выкрутились.
Со льдом связано еще одно летнее воспоминание: проводили мероприятие в новом Манеже. У нас закончился пищевой лед, решили, что самое простое и быстрое — взять в ресторане быстрого питания поблизости, там пойдут навстречу и не откажут. Мы по Тверской переносили лед в огромных черных мешках. Нам казалось, что мы похожи на террористов, но никто не останавливал, что странно.
Еще помню церемонию открытия завода под Угличем. Мероприятие начиналось в 9 утра, а в 3 ночи у нас фура улетела в кювет и перевернулась. В 4 часа мне об этом сообщили, и мы успели все собрать, заново приготовить и привезти, что-то доделали на месте.
Как-то один из партнеров нас подвел и не изготовил мебель для вечеринки на 5 000 человек, за одну ночь мы ее сделали сами.
Как вы справляетесь со стрессом?
Я не знаю. Шучу, что поэтому такой худой. Мы привыкли к форс-мажорам, не ищем виновных. Если ситуация случилась, значит надо быстро концентрировать силы, чтобы организовать полноценное мероприятие, потом уж можно разбираться, кто прав, кто виноват, анализировать и делать выводы, чтобы в дальнейшем не повторилось подобных ситуаций.
В лихие 90-е были опасные мероприятия?
Были случаи, когда обслуживали встречи бандитских «филиалов». К счастью, свидетелями разборок не были, но вот официантов, которые несли в ящиках алкоголь в бар, нередко ловили по пути, отводили в сторону, скручивали и отнимали все бутылки.
В лужковские времена делали мероприятие в Третьяковской галерее. Было очень много людей, и официантам никак не удавалось донести угощение до первых лиц: по пути гости набрасывались и все сметали за секунду. Выбрали самого высокого официанта, вручили ему тарелку, он понес ее на вытянутой вверх руке, и мы видели, как люди стали подпрыгивать — и половина закусок по краям мгновенно исчезла.
В тот период на мероприятиях в консерватории и художественных выставках мы встречали одних и тех же людей. Они забирали тарелки, приборы — выносили все, что могли. Сейчас такого нет.
И далеко не всем удалось удержаться на рынке…
Есть хорошая поговорка: либо быстрый, либо мертвый. В событийном кейтеринге очень важна скорость. Если ты на пике спроса не набрал максимальное количество заказов, то во время падения слетишь с рынка. Много кейтеринговых компаний год-другой хорошо работают, затем не выдерживают, демпингуют и уходят. Приходят новые, но сценарий один.
Еще одна причина — это математика чистой воды. Считать у нас не все умеют. Берут проекты, радуясь заявленной сумме бюджета, и думают: дальше разберемся. Потом оказывается, что заказчик все настолько продумал, что исполнитель оказывается чуть ли не в минусе. Мы так не работаем. У нас хорошая внутренняя автоматизация, ведем клиентскую базу и расчеты не в «Экселе», а в CRM. Создали нормативы, которые позволяют очень быстро калькулировать любой проект.
Третья причина краха компаний — персонал, поэтому мы, чтобы обеспечивать сотрудников дополнительными знаниями, создали корпоративный университет, проводим обучающие вебинары (неудивительно, что в первой двадцатке кейтерингов наши бывшие сотрудники — «КорпусГрупп» стал кузницей кадров для всего рынка).
Среди ключевых факторов, за счет которых удерживаем свои позиции, — постоянное обновление меню. В матрице свыше 6 000 блюд, в течение года меняются две-три концепции. Мы привлекаем звездных поваров из регионов. Например, для праздника в честь десятилетия «ВТБ-24», который знакомил более 7 000 гостей с кухнями российских регионов, мы приглашали поваров из разных уголков страны: они давали технические карты и учили тонкостям. Мы смогли качественно оказать услугу, приготовить локальные блюда на высоком уровне, и мало кто может так быстро организовать подобное.
Раньше накануне мероприятия менеджеры брали телефон и созывали студентов — схема работы с персоналом изменилась?
Работала своего рода сетка: у каждого менеджера была своя команда для мероприятий, у старшего официанта — также контакты человек пятнадцати. Это было нормально, когда на рынке присутствовало небольшое количество компаний. Потом одни и те же официанты стали работать с разными кейтерингами, собрать нужное количество персонала стало сложно, и качество упало.
Теперь самим заниматься подбором времени нет, поток мероприятий большой, так что мы выбрали аутстафинг — компании предоставляют персонал в соответствии с запросами: иногда клиенты требуют официантов как на подбор, например брюнетов под два метра ростом, или нужно знание иностранного языка.
Вы оглядываетесь на опыт зарубежных коллег? Где черпаете идеи?
У нас достаточно компаний, с которыми мы постоянно общаемся, в том числе и за границей. Это подстегивает к движению вперед. Естественно, все тренды идут оттуда, и нет необходимости выдумывать велосипед. Например, в 2004 году мы создали внутри компании бренд Rent4Party, предоставляющий в аренду все необходимое для проведения мероприятия. Это скопированная модель, давно принятая в Европе, где материальное обеспечение привычно отдается на аутсорсинг как непрофильный вид деятельности. В России такой формат пока не прижился: до сих пор кажется рискованным заказывать инвентарь у сторонней компании. Несколько кейтерингов уже пользуются нашими услугами; постепенно страх пройдет и, думаю, через 5–7 лет ситуация изменится.
: