20 сентября 2016
Назаров Олег, профессиональный ресторанный критик, шоумен, писатель‑сатирик, раскажет о силе легенды для ресторана.
Всякий раз, возвращаясь из алкогастротуров по сопредельным (и не очень) державам, я разражаюсь публикациями на тему того, как грамотно пиарятся тамошние рестораны. Так было после поездок по Франции, Италии, Австрии, Таиланда. А теперь вот слетал в Гонконг — и тоже не могу не высказаться в пользу идеи, которую проповедую уже столько лет.
Весь шумный туристический успех города Гонконга зиждется, на мой взгляд, на правильном пиаре. На создании красивых легенд, которые вбрасываются в народ и раскручиваются сначала средствами массовой информации, а потом самими людьми — жертвами этого пиара.
В принципе, ничего особенного в Гонконге нет. Да, красивый залив, но таких тысячи по всему миру. Да, высокая гора на острове, хотя разве это высота — 554 метра? Да, есть несколько храмов, но самый «древний» относится к 1848 году. Это что — древний? У нас таких храмов пол-России! Но послушайте, как грамотно все это пиарится!
Уникальный «Женский рынок»! «Входит в десятку достопримечательностей города, обязательных для посещения!..». Был я на этом рынке. В десять раз уменьшенная копия нашего Черкизона… И безумные толпы туристов, верящих путеводителям… «Представление, внесенное в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое постоянное звуковое и световое шоу!..». Сходил, посмотрел с тысячей таких же идиотов, как я, послушных путеводителям… Ну, пофукали фейерверки в течение десяти минут над небоскребами… Только время потерял.
То же касается и местных ресторанов, которых только TripAdvisor насчитал свыше четырех тысяч. И все — самые- самые! «Ресторан S… — тут самая вкусная в городе пекинская утка! Если вы хотите отведать самой правильной пекинской утки, то идти нужно только сюда!» —убеждают туристические сайты… Сходил. Поел. Ничего особенного. Про Пекин ничего не знаю, не был, но в китайских ресторанах в Паттайе — гораздо вкуснее… Или ресторан D… «Мишленовская звезда! Самые вкусные в городе дим-самы!». Подтвержу, что дим-самы действительно вкусные, особенно со свининой и черным трюфелем, но чтобы в ресторан быстрой еды очередь стояла человек в шестьдесят, для этого одной звезды «Мишлена» мало. Тут пиарщики постарались.
Так почему наши рестораторы ничем подобным не занимаются? Неужели они ничего придумать не могут? А ведь примеры, когда «легендирование» сразу делало ресторан узнаваемым и немедленно привлекало к нему внимание посетителей, имеются, и немало.
Я пять лет назад писал, как по случаю открытия английского паба J… в Красноярске там воздвигли памятник «типичному англичанину», коим в представлении красноярцев оказался Роман Абрамович. Так вот, через день после события я получаю СМС от пиар-директора ресторана: «Олег, у нас полный зал. Мест нет». Когда через год я снова оказался в городе на Енисее, то решил заглянуть в J…, дабы узнать, как у них дела. Встречает меня хозяин: «Да мы вообще никакого кризиса не заметили. Как пошел к нам народ с первого дня, так и идет. И все памятник между ног пытаются погладить. Потому что кто-то пустил слух, что если погладить Абрамовича в этом месте, то будет у тебя столько же детей, сколько и у него…».
Иногда, чтобы создать легенду, и памятники никакие не нужно строить. Достаточно придумать интересную новость, которая сама начнет легендировать место.
Скажем, пару месяцев назад был я в том же Красноярске. Приехал по приглашению японского ресторана «Н…». Открылся он еще в ноябре и в месте вроде бы неплохом находится, а недостаточно знают о нем горожане.
Сидим мы, стало быть, с хозяйками заведения и размышляем, что бы нам замутить. А тут плазма, висящая на стене, начинает рассказывать, что завтра, мол, в Красноярск возвращаются из Сочи местные олимпийцы, завоевавшие столько-то золотых и серебряных медалей.
Ну-ка, ну-ка, — пошла работать совместная мысль, — так это же теперь в городе реальные герои будут! Так пусть наш шеф-повар изобретет какое-нибудь блюдо в честь медалиста. Кто там из них выиграл золотую медаль?.. Нашли — Александр Третьяков, победитель в скелетоне. Посмотрели в интернете, что это за скелетон такой. Оказалось — санки со скрученными полозьями, на которых вниз головой с бешеной скоростью несешься. Действительно, выходит, этот Третьяков — настоящий герой.
Пригласили шеф-повара Игоря Ковалева и рассказали ему легенду. Ты, мол, с детства увлекался скелетоном (тут Игорь, правда, стремно поежился), а когда узнал, что твой кумир Третьяков завоевал золотую медаль на Олимпиаде, тут же изобрел новый ролл, который так и назвал — «Третьяков». В состав его ввел сибирскую рыбу нельму, а форму ему придал того самого скелетона. То есть выложил на двух стеблях спаржи, закрученных, как полозья у санок. И теперь этим роллом чемпиона будут в ресторане «Н…» кормить до конца жизни…
Быстро, говорим, готовь, завтра поедешь в аэропорт встречать Третьякова со своим роллом.
Так все и сделали. Никого не обманули, что самое главное! А про повара, его ролл и патриотический ресторан «Н…» уже написали все красноярские издания, показали ТНТ, СТС, Рен-ТВ, НТВ и даже Ваня Ургант десять минут рассказывал о них в своей вечерней передаче.
Так что еще немного, еще чуть-чуть — и станет, глядишь, красноярский «Н…» таким же легендарным, как гонконгский Y…, а Игорь Ковалев — как Роман Абрамович.
источник -resoranoff.ru
Планировать что-либо в нынешней экономической ситуации непросто. Прежде, чем строить прогноз относительно того, «сколько» мы хотим заработать, необходимо подробно прописать, «с помощью чего» и «как» будут достигнуты показатели
Почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом — рассказывает Денис Пугач, совладелец двух стильных трейлеров с вывеской Durum-Durum, торгующих шаурмой в московских парках
Своим мнением с нами поделится Миронов Сергей, Руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт»
Чтобы добиться качественного обслуживания в ресторане, необходимо проводить тренинги для персонала и постоянно контролировать его работу. А что делать с улыбкой, которая является частью сервиса? Нужна ли она вообще и если нужна, то какой должна быть?
Реклама, безусловно, двигатель торговли, но этот двигатель часто обходится для малого бизнеса очень недешево. Как потратить в семь раз меньше средств на привлечение клиентов и при этом добиться результата?
: